Кинешемский муниципальный район
официальный сайт Кинешемского муниципального района

Церковь введения во Храм Пресвятой Богородицы

Ивановская область, Кинешемский район, с. Горки, ул. Введенская, дом 51
Церковь введения во Храм Пресвятой Богородицы.

Построена в 1780 г. Кирпичные стены обработаны под затирку и побелены. Интересный пример использования мотивов допетровской архитектуры в период классицизма, характерный для данного региона, ранее входившего в Костромскую губ.

В основе объемно-пространственной композиции здания - высокий трехсветный четверик, к которому примыкают низкая, чуть суженная пятигранная апсида и такой же высоты широкая трапезная.

Первоначальная роспись сер. 19 в. - композиция "Новозаветная Троица" в окружении ангельских чинов - сохранилась на своде.

Храм и трапезная расписаны маслом в кон. 19 в., тогда же прописана живопись свода. В 1972 г. стенопись всей церкви поновлена. Роспись характерна для позднеакадемической манеры. Большинство композиций замкнуты и уравновешены. Типы некоторых женских и детских лиц заимствованы с полотен Г.И. Семирадского, а построения ряда сцен восходят к иллюстрациям Библии Шнорра. Колорит основан на холодных, но глуховатых по звучанию красках - синих, розоватых и голубых. На стенах живопись расположена в три яруса, разграниченных лентами растительного орнамента.

Роспись посвящена евангельским сюжетам, причем на западной стене представлены "Страсти Христовы", а на восточной - "Жены мироносицы" и "Христос в Эммаусе". Свод алтаря занят монументальной композицией "Новозаветная Троица", а на его стенах написаны традиционные ветхозаветные сюжеты, связанные с символикой алтаря, и отцы церкви.

В трапезной после поновления живопись утратила свой стиль и колорит. Евангельские композиции на стенах и сводах заключены в живописные фигурные рамы. В цветовой гамме преобладают зеленовато-серые тона.

Трехъярусный главный иконостас 2-й пол. 19 в., фон которого окрашен белой краской, а детали позолочены, выдержан в формах классицизма с барочными мотивами в резьбе; имеет завороты на боковые стены. Его боковые врата с изображением Давида и Мельхиседека - 2-й пол. 19 в., иконы - 20 в. В каждом ярусе расположены иконы двух чинов, отличающиеся по размеру и конфигурации. На царских вратах на фоне барочной решетки помещены шесть икон в картушах. В таком же стиле исполнена надпрестольная сень.

В западных углах трапезной сохранились две облицованные кафелем печи. Южная из них, кафели которой украшены кобальтовыми рисунками вазонов, может датироваться 1-й пол. 19 в. Представляют интерес два деревянных "саркофага" - постамента под "гроб Господен" (1-я пол. 19 в.). Их затянутые холстом лицевые поверхности расписаны маслом. На гранях одного из них в лежачих овалах изображены "Страсти Господни", исполненные в самобытной, наивно-выразительной манере, близкой по духу народному искусству. Паникадило в храме - 1-й пол. 19 в.

Двухъярусные иконостасы южного и северного приделов в трапезной - типичные образцы кон. 19 в. в русском стиле. Иконы - 20 в. Иконостасы декорированы массивной орнаментальной резьбой растительного и геометрического рисунка.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie